Фюзеляжа

Рамный пресс с жесткими сулагами

Более совершенным способом запрессовки обшивок является запрессовка в специальных прессах. Одна из конструкций пресса для запрессовки обшивок на кар — кас фюзеляжа показана иа фиг. 323.

Пресс состоит из сварной рамы, верхней и нижней сулаг, откатной тележки, пневматической и электри­ческой проводок.

На раме установлены верхняя сулага, пневматиче* ская проводка для запрессовки и шланги для обрат* ной оттяжки верхней сулаги.

Верхняя сулага на деревянной опалубке заключена в металлический каркас и прикреплена подвесками к верхним балкам, которые поднимаются діоритовими шлангами при обратной оттяжке сулаг.

в’

На деревянной опалубке установлен сплошной деревянный настил из брусков. Вся поверхность настила застрогана но продольным и по­перечным шаблонам, снятым с плазовой разбивки фюзеляжа. Для получения качественной приклейки обшивки иастил следует тщатель­но застрогать.

На горизонтальные балки металлического каркаса верхней сулаги также укреплен деревянный иастил, на который положены дюритовые шланги (рабочие) для производства давления на сулагу. В верхней части шланги опираются на такой же деревянный иастил, прикрепленный к горизонталь­ным балкам рамы пресса1.

Нижняя сулага пресса, име­ющая аналогичную конструк­цию с верхней, установлена на выкатную тележку.

Для запрессовки обшивки по усовым соединениям иа

нижней сулаге установлены. „

Фнг. 324. Крепление резиновых полос фанер — боковые шланги, которые при — ного ТрафарЄта и прокладной сулаги к на­жимаются дополнительной етилу сулаги.

ПрОКЛаДНОИ СулагОЙ, которая ■ /-настил; 2—резиновые полосы; 3-тёсьма; 4—фанер — оттягивается обратно Пружн — ный тРаФарет; 5—прокладная сулага; tf—злектронагре-

нами.

На плоскости настила установлены резиновые полосы, фанерный трафарет и прокладная сулага с электронагревателем (фиг. 324). Ре­зиновые полосы на сулаге расположены соответственно каркасу фа­неруемого фюзеляжа. При запрессовке в прессе без электроподогрева полосы устанавливают из губчатой резниы толщиной 10 мм. При электроиодогреве губчатая резина спекается и теряет свою эластич­ность, поэтому в этом случае применяют плотную резину. Для повы­шения эластичности в ней пробивают сквозные отверстия диаметром *5—10 мм. Резиновые полосы прикрепляют к настилу тесьмой и гвоздя­ми. На резиновые полосы устанавливают фанерный трафарет, вырезан­ный точно по каркасу фюзеляжа. —

При непосредственном давлении ■полос резины на прокладную су­лагу на приклеиваемой обшивке образуются провалы. Это явление 2 объясняется тем, что резина вслед­ствие своей эластичности передает давление с одинаковой силой иа 4 устанавливаемую обшивку как в местах, опирающихся на каркас, так и в местах, не имеющих под собой опоры (между шпангоутами н стрингерами).

Если равномерное давление су­лаги передается фанерным трафа­ретом, точно соответствующим каркасу фюзеляжа, то он, вследствие своей жесткости, концентрирует давление иа деталях каркаса фюзеля­жа (фиг. 325), что предотвращает образование провалов. Даже, если не совсем точно совпадает трафарет с каркасом, передаваемое давле-

1 В таком прессе можно создавать давление вместо дюритовых шлангов пневма­тическими цилиндрами, по конструкции аналогичными цилиндрам пневматических тормозов железнодорожных вагонов.

До установки обшивки в шпангоуты каркаса ставят заполнители, подобные ложементам стапеля общей сборки. Назначение заполните­лей — предотвращать поломку деталей (в первую очередь шпангоутов) при запрессовке. На подготовленный каркас и половинки обшивки вручную наносят клей. Затем обшивку устанавливают иа каркас и прибивают контрольными гвоздями для предотвращения сдвига обшив­ки при закладке фюзеляжа в сулагу пресса. Затем лебедкой выкаты­вается откатная тележка, в сулагу которой вкладывают подготовлен­ный к запрессовке фюзеляж.

Фюзеляж крепится в "сулаге по головным стыковым узлам в фикса­торах (см. фиг. 323) в точно определенном положении. После этого тележка с фюзеляжем лебедкой подается в пресс. Установив тележку в рабочее положение, включают воздух в рабочие шланги верхней сулаги для прессования фюзеляжа. Когда верхняя сулага полностью запрессована, включают воздух в боковые шланги, чтобы прижать обшивку по усовым соединениям.

Рекомендуется следующий режим приклейки обшивок к каркасу фюзеляжа смоляными клеями с электроподогревом:

Выдержка в запрессованном состоянии до включения электро­подогрева. . . ………………………………………. . . . 10—15 мин.

Выдержка с включенным подогревом при температуре

клеевого шва 50—601 . , . . ………………… 40—60 .

Охлаждение под давлением после выключения подогрева. . 15-20 ,

Фюзеляж распрессовывают в следующей последовательности: вы­ключают рабочие шланги и включают шланги обратного действия верхней сулаги; подняв верхнюю сулагу, выключают воздух из шлан­гов боковых прижимов; затем лебедкой выкатывают из пресса тележку и вынимают зафанерованный фюзеляж, предварительно сняв фикса­торы с головных узлов.